Стили мебели

Романский стиль мебели (IХ-ХII вв.)

 Мебель в точности отвечала менталитету и уровню жизни средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности. Самая распространенная: грубые столы,очень просты и чаще всего это съемная доска на двух козлах, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи, стулья без обивки, прямые спинки, точеные ножки. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

 

Готический стиль мебели (ХII-ХY в.в.)

В предметах обихода господствует копирование в дереве церковной архитектуры. Каркасы украшаются архитектурными членениями: стрелами, башенками, поперечными ребристыми элементами, а также изображениями фигур Возникают прототипы всех основных видов мебели. Забытая со времен античности рамочно-филенчатая вязка вновь активно используются, чему способствует появление в 1322 году лесопильни. Сами филенки становятся излюбленным элементом декора (ажурный и лиственный орнаменты, ленточные плетения).Стулья все такие же прямые и неудобные.Столы приобретают более разнообразные формы. Самым характерным является стол с торцевыми стенками, сильно выступающей столешницей, с глубоким выдвижным ящиком. Появляются письменные столы с поднимаемой столешницей.

Ренессанс или Возрождение мебели (ХIY-ХYI вв.)

Берет начало в Италии. Отталкивается от античных образцов. Экспрессивным вертикалям готики противопоставляются спокойные горизонтальные членения, гармония и соразмерность.

Мебель Ренессанса решается как архитектурное сооружение с колонками, карнизами и фронтонами. Тяготевшая к стенам мебель начинает постепенно сменяться на более легкую и подвижную. Орнамент также отталкивается от античных образцов, но становится более утонченным. Цвет мебели - натуральный цвет древесины.

Более разнообразна мебель для сидения: стул «Строцци» на 3-х ножках, складной стул на мотивы древнеримского курульного кресла, возрождается мягкая мебель.

Столы в основном двух типов: прямоугольный с толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами и одноопорный со столешницами круглой, шести- или восьми - угольной формы.

 

Барокко («причудливый»)

Конец ХYI-первая половина ХYIII в. Родился в Италии, но развитие получил во Франции при дворе Людовика XIV. Основные элементы восходят к античности. Главное же, что отличает барокко,  - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий. Плавные геометрические линии овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Для формирования выпуклых поверхностей возникает техника деревянного мозаичного набора, когда кусочки фанеры склеивали, шлифовали и покрывали лаком. В результате появляются очень пластичные поверхности предметов: крученые колонны, богато профилированные карнизы и рамки.

В стульях появляется гнутая ножка, но пронога сохраняется. В декор вводится позолота и инкрустация. Все чаще обивается декоративными тканями и украшается бахромой.

Впервые появляются гарнитуры, входит в употребление комод.

 

Рококо (1-я половина ХYIII в.)

В переводе - «раковина». Ключевое слово «изящный». Блестящее завершение стиля барокко. Стиль салонов и будуаров.

Для форм мебели рококо характерен полный отказ от автономности отдельных элементов конструкций (архитектоничности), симметрии, и прямых линий. Мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Резьбы по дереву становится меньше, её заменяют бронзовые накладки цветной лак. В колорите преобладают нежные пастельные тона - белое с голубым, зелёным или розовым и непременное золото.

В мебели для сидения рождаются новые формы: Канапе, шезлонг, глубокое кресло  «бертер».

У стульев исчезают проноги.

Появляются секретер и туалетный столик.

 

Классицизм (середина ХYIII - ХIХ вв.)

Пресыщенность причудливыми формами рококо вызвала к жизни призывы к искусству более трезвому и рациональному. Воскресла мода на всё античное.

Так возник классицизм с его идеями о строгих ясных логичных формах. Капризные формы рококо постепенно «успокаиваются» линии выпрямляются, начинает господствовать ясность и гармоничность пропорций, равновесие частей. Декор сводится к самому необходимому. Мебельные ножки выпрямляются, подчеркивается их функция опорно-несущих конструкций. Они уподобляются суживающимся к низу колоннам.

В мебели классицизма уже нет слитности деталей в одну массу, подчеркивается конструктивный принцип.

Мягкая мебель обивается тканями с цветочным орнаментом. В декоре преобладают античные мотивы. Нередко употребляются цветные лаки (белый, зелёный) в сочетании с лёгкой позолотой отдельных деталей.

 

Ампир (вторая половина ХYIII - начало XIX вв.)

Классицизм времен Наполеона получил название «ампир» (от фр. Империя).

Римская империя стала непросто идеалом красоты, но и программой к действию. Если до этого античные мотивы органично использовались, то теперь им прямо подражают.

Мебель ампира была далеко не такой удобной как до этого: комфортом сознательно жертвуют ради величественности форм. Массивная с гладкими полированными поверхностями, декоративными накладными бронзовыми рельефами, деталями в виде карнизов, колонн, львиных лап, она была схожа с архитектурными сооружениями.

Столы-бюро, стулья и кресла, подобно зданиям, опирались на колонны и золоченые статуи, заменявшие ножки.

В декоре отразился воинственный дух эпохи: Всевозможное оружие, факелы, лавровые венки, часто повторяющаяся буква  «М». После похода в Египет становятся популярны египетские мотивы ( пирамиды, иероглифы, сфинксы).

Символом стиля ампир стало так называемое красное дерево  -  красивая экзотическая древесина, которой покрывали все предметы мебели - люкс (высшего класса).

 

Бидермейер (первая половина XIX вв.)

Стиль буржуазии, победившей во французской революции- прямой преемник ампира. При этом холодный аристократизм ампира перерабатывается в духе интимности домашнего уюта.

Парадная мебель по-прежнему отделывается красным деревом, но в то же время широко используются ясень, вишня, берёза, груша, клён. Для обивки сидений вместо шёлка (ампир) применяли более простые ткани  -  ситец с цветочным рисунком, или однотонный в полоску репс.

Повышается спрос на письменные столы.

Появляются читальные, курительные, рабочие, цветочные и игральные столы.

Ведущими центрами мебельного искусства стали Лондон, Вена и Берлин. Около 1830 г. Немецкий мастер Михель Тонет открыл новый метод производства мебели: Он научился формовать многослойную фанеру и гнуть длинные деревянные брусья в водяном пару или кипятке.

 

Модерн («ар нуво») (конец ХIХ - начало ХХ вв.)

На смену эклектическому реставраторству ХIХ приходит культ машины техники, современных материалов. Источниками, питавшими причудливый мир форм модерна, были, с одной стороны растительные стилизованные природные орнаменты, а с другой стороны неповторимая по тонкости графика Японии.

Основная концепция - архитектура, интерьер, мебель составляют единый ансамбль, осуществляемый по проектам одного архитектора. Орнамент модерна выступает в органическом единстве с формами.

Модерн создал сложную систему линейного орнамента, в основу которого были положены мотивы сильно стилизованных цветов.

Стиль модерн просуществовал недолго, положив конец засилию эклектики и расчистил путь для современной архитектуры и бытовой вещи.

В мебели модерна параллельно развивались две линии: декоративная: капризные формы и контуры природы конструктивная: прямолинейность, ясное построение (функционализм).

 

Функционализм (н. ХХ вв.)

Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухаус. Полное отрицание излишней декоративности. Философия стиля -  «форма определяется функцией». Весь интерьер строится по принципу функциональности.

Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего.

Мебель отличают ясные и законченные формы, пластическая гибкость гнуто-выгнутых деталей, нарочито грубоватая текстура обивки. Авангард, кубизм- разновидность функционализма.

Авангард 20-х годов: мебель изысканно простых новых форм, выполнена из очень высокотехнологичных материалов. Мебель общедоступная.

Авангард конца XX в.: дорогой претенциозный стиль. Авторский дизайн.

 

Поп-арт (50-60-е годы).

Ясный и лаконичный характер новой послевоенной архитектуры требовал новой эстетики.

Возникают скульптурные обтекаемые формы из пластика ярких расцветок, возникает мебель на одной опоре.

Родилась новая эстетика - эстетика поп-арта. Модели мебели подобны скульптурам.

Присутствие ярких предметов, неожиданных форм может оживить любой интерьер.

Эта мебель очень технологична и поэтому общедоступна.

 

Минимализм (XX в.)

«Мужской» стиль, прямолинейность, простота, отсутствие узоров, рисунков, аксессуаров.

Минимализм н. ХХI в. - это продолжение функционализма начала XX в. Цвета черные, белые, серые, беж. В минималистическом интерьере есть что-то от кельтской культуры и японской скромности интерьеров, основанной на философии востока.

Это поиск абсолютной формы, стремление к совершенству, лаконичность и сдержанность.

 

Хай-тек (к. XX в.)

Хай-тек можно отнести к ультрасовременным стилям. Стиль высоких технологий. Пропагандирует эстетику новейших технологий и материала.

Материалы - стекло, металл, пластик, натуральное дерево. Формы и пропорции мебели тщательно продуманы. Полное отсутствие декора компенсируется  «работой»  материала: свет на стекле, хроме, политуре дерева и т.п.

Интерьер в стиле хай-тека напоминает космический корабль.

 

Техно-стиль - разновидность хай-тек .

Это - применение перфорации, штамповки. Впечатление деталей машин, станков.

 

Кантри (деревенский стиль)

Кантри - это сельская мебель, простая керамика, стилизованный деревенский текстиль. Этот стиль воплощает предметный мир загородного дома прошлого век.

Стиль кантри каждой страны имеет свой колорит и этнические черты.

Скандинавский- дерево некрашеное или белое, трафаретные рисунки, ткань в клетку или полоску. Цвета чистые- яркие и пастельные.

Американский - индейские мотивы на обивки, кожаная обивка. Цвета терракоты, песка, синий, зеленый.

Английский - мебель из старой сосны, часто окрашенные в полоску, старая полированная мебель. Стиль элегантности с оттенком деревенского простодушия.

Французский - ткани с мелким рисунком ярких цветов. Мебель простая, грубоватая. Типичный стул имеет грубые ножки и тростниковое сидение с привязанными мягкими подушками.

Русский стиль с самоварами и расшитыми рушниками. Во всех этих стилях - ностальгия по деревенскому дому.

 

Контемпорари (утилитарный, современный)

Контемпорари - в переводе с английского  -  современный.

Мебель массового производства.

Девиз контемпорари - удобство, простота, функциональность, доступность. Стенки, встроенные шкафы, удобная простая мебель - составляющие этого стиля.

Контемпорари - наиболее демократичный стиль, соответствующий нашей жизни. Легко трансформирующаяся, раскладная, модульная мебель вписывается в любую современную квартиру.

 

Эклектика

Эклектика - соединение 2-3 стилей, объединенных общим материалом, одной фактурой.

Х1Х в. - повторение и смешение различных исторических стилей (рококо, ренессанс и др.). Все это привело к эклектике - механическому соединению разнородных стилей, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов даже в пределах одного и того же изделия.

Сегодня эклектизм привлекает людей своей нестандартностью, но в тоже время органичностью соединений.

Современные дизайнеры считают, что зародившееся сейчас смешение стилей, в нынешнем тысячелетии приобретет черты единого гармоничного направления.

 
Предыдущая Следующая